Экстримальное путешествие девушки на мотоцикле: Минск

Опубликовано: 03.09.2018

На край света: на мотоцикле из Минска на остров Шикотан

Все началось со случайности, а может, это судьба: прошлой зимой, чтобы как-то скрасить серые дни, решила сменить картинку на «рабочем столе» компьютера. Ввела в поисковик «край земли», начала листать фото и ссылки и так наткнулась на настоящий Край Света — мыс на одном из Курильских островов, Шикотане, официально носящий такое название. Решено — еду туда. Из Минска, где живу, через всю Россию. Как обычно, одна. И как обычно, на мотоцикле, моем верном «Генри» — BMW F 650 GS.

текст: Екатерина Дубаневич   /  фото: автора   /   01.02.2018

Есть два вида путешественников: «сел и поехал» или «придумал, изучил, спланировал, просчитал, трижды подумал, подстраховался, поехал». Я принадлежу ко второй категории.

 

Подготовка к путешествию заняла чуть более полугода с учетом сбора информации, бронирования билетов и паромов. Заранее заказала обратный билет из Южно-Сахалинска в Минск, так как понимала, что не уложусь в стандартный отпуск, если буду возвращаться своим ходом. Также оплатила билет для себя и перевозку мотоцикла паромом из Ванино в Холмск и билеты в обе стороны только для себя на теплоход «Игорь Фархутдинов», курсирующий между Курильскими островами и Сахалином. Оформила пограничный пропуск на Шикотан.

Край света — не абстрактное определение, а название конкретного мыса на о. Шикотан

Всю техническую подготовку взял на себя муж: разобрал мотоцикл до рамы, полностью перебрал подвеску, проверил и перепроложил проводку, установил USB-порт, заменил весь свет на диодный, отрегулировал тормоза, поменял резину.

Все, что нужно мотопутешественнику-одиночке, уместилось в три больших кофра.

На «Генри» навьючили 38‑литровые алюминиевые кофры, в которые поместился почти весь мой скарб: палатка, спальник, надувная подушка, коврик, горелка с баллонами, котелок, непортящиеся продукты, аптечка с лекарствами почти на все случаи, фотоаппарат, нетбук, одежда, аптечка, зарядки и всякое другое, что необходимо взять в такую поездку. Отдельно прикрутила запчасти для мотоцикла. Сделала копии всех документов и страхование жизни, взяла банковские карты в разных валютах, сшила потайной карман с наличными на случай форс-мажора. Можно и ехать. Стартую в конце июля.

Дорога из Минска до порта Ванино — больше 10 000 км — заняла 14 дней. Материковые приключения заслуживают отдельного рассказа, но я сильно изменила свое мнение о России после этих двух недель. Пресловутые российские дороги оказались не так уж и плохи, хотя попадались и очень неприятные участки. Города сочетают в себе и современную архитектуру, и очарование российской глубинки. Люди — огромной и щедрой души, готовые помочь в любой ситуации, не прося за это ни копейки. А еще — масштаб. В России все поражает воображение своими размерами и просторами, будь то Коркинский угольный разрез с малютками «Белазами» или же великая бескрайняя тайга.

Города сочетают в себе и современную архитектуру, и очарование российской глубинки.

После Байкала привычная жителю центральной полосы природа меняется до неузнаваемости. Бурятия — один из самых поразивших меня регионов России. Разноцветные сопки, озера, реки, железная дорога вдоль трассы, другая религия и культура. Остановилась у священного места Обоо, увидев издалека разноцветные ленты. Говорят, здесь живут духи, а еще можно покрутить барабан и очистить карму — покрутила, конечно.

Священное для бурятов место — Обоо — украшено разноцветными лентами. Местные верят, что здесь живут духи.

Чем ближе к краю материка, тем насыщенней становятся цвета и ярче природные красоты. Но нужно не забыть позвонить диспетчеру возле знака «Лидога» и сообщить, что едешь, иначе твое место на пароме могут отдать другому, а связи вплоть до самого порта уже не будет.

На пароме играет советский гимн, пахнет старостью, а комплексное питание «радует» насыщенностью рациона. Но за 18 часов пути постепенно душу охватывает предвкушение новых открытий и впечатлений. Вот и Холмск, остров Сахалин! Меня встречает дорожный знак, сообщающий, что это «Самый лучший город, где счастлив человек».

На Сахалине я провела четыре дня, посетила краеведческий музей, узнала многое об истории острова, айнах, нивхах, местной фауне и флоре, нашла следы японского наследия, попробовала вареного краба и искупалась в Охотском море.

Для японцев дейст­вует безвизовый режим на 72 часа при посещении Курильских островов, а для россиян упрощена процедура получения японской визы и есть специальные бюджетные туры на Хоккайдо.

Но Сахалин не финальная точка моего маршрута, а только шаг к мечте, и мне пора отправляться на уже близкий сердцу остров Шикотан.

Для этого надо запаковать мой верный BMW в обрешетку и загрузить на борт парохода «Игорь Фархутдинов» (назван в честь разбившегося на вертолете губернатора Сахалинской области): на него нельзя заехать своим ходом, а для пассажиров подгоняют металлический трап, как в аэропорту.

В здании морского вокзала душно и людно. У большинства — огромные чемоданы, куча покупок, баулов. Здесь и жители Курильских островов, возвращающиеся домой с покупками, и люди с материка, едущие на временные заработки, и несколько путешественников с тяжелыми рюкзаками. Каждый едет за чем-то своим, а я следую за мечтой.

Почти 30 часов пути — и наконец колеса «Генри» коснулись шикотанской земли. На острове всего два населенных пункта: села Малокурильское и Крабозаводское. Длина острова всего 27 км, ширина от 5 до 13 км. Население около 3000 человек. До 1994 года населения было почти 8000, но многие уехали после Шикотанского землетрясения и цунами. Теперь по всему острову можно увидеть таблички, предупреждающие о том, что при цунами надо бежать наверх, а здания наверху обозначены, как сейсмобезопасные.

На острове расположен рыбзавод, именно сюда приезжают временные рабочие, есть современная больница, почтовое отделение, филиал Сбербанка, пожарная станция, полиция, кафе и несколько магазинов. Негусто, но все необходимое для жизни имеется. Заправку я не обнаружила, но есть люди, у которых всегда есть бензин. Цены, правда, негуманные, но что поделать — «островной коэффициент». Я с собой привезла канистру 95‑го, которой мне как раз хватило, чтобы покататься по острову. 

Интернет на острове очень дорогой и ловит, если «вот так вот поднять руку и забежать вон на ту горочку».

Асфальт на Шикотане обещают положить уже более 10 лет, но пока вся поверхность острова — это гравийки, камни, песок, глина, канавы, лужи, броды и топкая грязь.

Еще пару недель назад, увидев такую дорогу, я немедля развернулась бы и вернулась на асфальт. Но сейчас азарт сильнее страха — ведь я в нескольких километрах от Края Света!

Передо мной лужи, грязно-желтые, непонятно, что на дне. Проезжаю медленно, чуть поскальзываюсь. Значит, глина, и надо проскакивать быстро. Учусь в процессе. Следующие проезжаю гораздо уверенней. Дорога вся кривая, каменистая, но мой BMW молодцом. Еду я на дорожной резине, но сбалансированность мотоцикла позволяет передвигаться и по такой поверхности. 

Вот и первая речка. Вроде небольшая, но как ее проезжать-то?! Была бы «девочкой-девочкой», наверное, зажмурилась бы, но нельзя. Влетаю в воду, вода попадает на двигатель, начинает дымиться, но я уже на другом берегу. Ура! Едем дальше. Камни становятся все больше, подъемы все круче. Роняю мотоцикл на подъеме, наехав на большой валун. Но сдаваться нельзя. Вторая речка побольше, но уже не так страшно…

Их было еще несколько, но запомнилась та, которая текла по дороге. Или это люди проложили дорогу по реке. Один из самых сложных участков: мелкие скользкие камни, и руль выбивает из рук, я вся мокрая под черепахой от ледяных брызг и физического напряжения. Выезжаю на берег Тихого океана. На адреналине я уже даже не боюсь рыхлого песка и, помогая ногами, подползаю на мотоцикле ближе к воде. Здесь можно немного отдохнуть, и я уже вижу его — мой край света!

Последняя преграда на пути — грязная канава, в которой мотоцикл садится на пузо. Пара камней под колесо — и вот я снова на твердой земле. Все. Дальше только пешком.

Мне кажется, до мыса я почти бежала. Такая красота открылась взгляду. Сердце колотится, но хочется молчать и любоваться. Я смогла, я доехала! Я очень рада, что дорога на край света совсем не проста. Она и должна быть такой — сложной, трудной, чтобы приложить усилия к достижению цели. 

Шикотан переводится с языка айнов как «Лучшее место» (в других толкованиях — «Большое поселение»). Русское же название в 18 веке — остров Фигурный, из-за извилистой береговой линии и множества бухточек и заливов.

На обратном пути заехала на мыс Непокорный и маяк Шпанберга. Мартын Шпанберг — российский мореплаватель, который и открыл остров Шикотан. Маяк построен японцами, вокруг много ржавых частей от каких-то морских агрегатов и вольно пасутся две лошади. Их всего на острове три: одна живет в Малокурильском и две здесь.

Мыс Непокорный стал моим любимым. Здесь можно бесконечно сидеть и думать о смысле жизни и величии Природы.

Еще на острове огромное количество бухт, сопок и не истоптанных туристами дорожек. С мыса Шикотан возле Малокурильского на закате открывается потрясающий вид: под тобой стелются облака, горизонт залит розовым светом, виднеется вулкан Тятя на Кунашире, и я верю, что вижу даже Японию, хоть краешком глаза.

В предпоследний день еду на «Четыр-ку», так местные называют гору Шикотан, высота которой 412 метров. Она самая высокая на острове. Вершина горы вся окутана туманом, но развалины военных локаторов в такую погоду дают ощущение, что я очутилась в Стоунхендже…

Шесть дней на острове пронеслись как шесть часов. Прощаюсь с Шикотаном с сожалением. Это мое место  силы, мой священный остров. Кто знает, может, я когда-нибудь побываю здесь снова.

Многие автомобили, конструкции, корабли и даже памятник открытию острова покрываются ржавчиной и забвением, резко контрастируя с окружающими красотами.

Знаменитая икра-пятиминутка делается так: соленая морская вода кипятится на костре, затем туда высыпают икру, вытащенную из только что пойманной рыбы, и через 5 минут вуаля — готово!

Проживание, р. 6000 + палатка и байкпосты
Питание ,  р. 15 000
Cтоимость топлива ,  р. 24 000
Паромы  (Ванино — Холмск, Корсаков — Шикотан — Корсаков), р. 15 300
Обрешетка мотоцикла , погрузка-разгрузка, перевозка мотоцикла  (Южно-Сахалинск — Корсаков, Шикотан), р. 23 000
Отправка мотоцикла в Москву,   р. 25 000
Билет на самолет  (Южно-Сахалинск — Москва — Минск), р. 20 000
Протяженность всего маршрута,  км 12 015
Количество дней в пути 31

rss